В каких случаях казахстанцам не обязательно иметь автостраховку

29 ноября 2017

В каких случаях казахстанцам не обязательно иметь автостраховку

Спорные вопросы разъяснили в Верховном суде Республики Казахстан.

В Верховном суде (ВС) РК разъяснили спорные вопросы, возникающие между автовладельцами и потерпевшими после дорожно-транспортных происшествий (ДТП), передает корреспондент МИА «Казинформ».

«В каких случаях наличие страховки необязательно? Это если лицо управляет транспортным средством в силу трудовых отношений с владельцем или в его присутствии. К примеру, транспортная компания имеет в собственности несколько автомобилей. Она обязана заключить договор страхования по каждой единице эксплуатируемого транспортного средства. И эта страховка будет действовать в отношении любого работника этого предприятия, который будет управлять автотранспортом», - сказала судья Верховного суда РК Альфия Савинова на видео, размещенном на странице пресс-секретаря ВС РК Болата Кальянбекова в Facebook.
Что касается ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, то законом солидарная ответственность предусмотрена только в одном случае - если вред причинен третьему лицу в результате взаимодействия этих источников.

«К примеру, столкнулись два автомобиля, и в результате вред причинен третьему лицу - гражданину. И вот отвечать перед этим гражданином будут два владельца солидарно одновременно. Во всех остальных случаях солидарная ответственность не наступает, отвечает только один владелец. Допустим, если водитель ТОО совершил дорожно-транспортное происшествие, то отвечать за ущерб будет владелец этого транспортного средства, то есть товарищество», - пояснила она.

Если его ответственность застрахована, то страховое возмещение будет выплачивать страховая компания. Таким образом, суд при возникновении спора выясняет, кто на момент дорожно-транспортного происшествия являлся владельцем транспортного средства и застрахована ли его ответственность, отметила судья.

Альфия Савинова напомнила, что транспортное средство является источником повышенной опасности. И в случае, если автомобиль сбил пешехода, его владелец может отвечать и без вины. При этом его ответственность может исключаться только в двух случаях: если он докажет, что вред причинен вследствие обстоятельств непреодолимой силы - землетрясения, наводнения и другого или умысла потерпевшего. А вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности, его владельцем возмещается на общих основаниях, то есть при наличии вины.

«Вы обратили внимание на то, что речь идет об ответственности владельцев транспортных средств. В связи с этим следует разъяснить, что в данном случае понятия «собственник» и «владелец» - неоднозначные понятия. Владельцем источника повышенной опасности может быть не только сам собственник, но и другое лицо, которое владеет им на законном основании, к примеру, это может быть договор аренды или доверенность. Поэтому каждое лицо, которое по какому-либо законному основанию владеет источником повышенной опасности, в данном случае автомобилем, обязательно должно застраховать свою ответственность. Это делается для защиты прав потерпевших», - рассказала она.
Другой часто возникающий в судебной практике вопрос связан с так называемым правом обратного требования. По его словам, допустим, совершено ДТП, водитель признан виновным и понес административную ответственность. В данном случае гражданско-правовая ответственность владельца авто застрахована в страховой компании, и она выплачивает ущерб потерпевшему.

«Но затем есть перечень случаев, когда страховая компания может эту сумму потребовать у своего страхователя. Какие это случаи? Если транспортным средством управляло лицо, находящееся в состоянии алкогольного опьянения. Если лицо без уважительных причин отказалось от прохождения медицинского освидетельствования. Если лицо, управлявшее транспортным средством, скрылось с места дорожно-транспортного происшествия. Если транспортным средством управляло лицо, не имеющее право управления», - уточнила судья.

«Вот здесь часто возникал вопрос: что значит лицо, не имеющее право управления? На практике страховые компании таковыми признавали лица, которые имели, допустим, незарегистрированную доверенность, когда еще доверенность письменная нужна была. Так вот, мы разъясняем о том, что лицом, не имеющим права управления, является лицо, которое вообще не имеет водительского удостоверения. То есть никогда его не имело или было лишено водительских прав судом, или не имеет соответствующей категории, допустим, категории «Грузовой транспорт». Вот в этом случае страховая компания имеет право обратного требования», - добавила Альфия Савинова.

Распространенными являются споры в суде о размере причиненного вреда. Она сказала, что в 2016 году в действующий закон о страховании были внесены изменения, Национальным банком РК - разработаны правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству.

«Если по ранее действовавшему закону, оценку размера вреда производил независимый эксперт, и, как правило, осуществлялась оценка по заявлению страхователя, которое он заполнял в страховой компании, и мог независимо от этого самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта, то по ныне действующему закону, оценку проводит страховщик, то есть страховая компания. Потерпевший должен сохранять имущество со дня, когда он подал заявление о страховом случае, сохранять транспортное средство в неизменном виде и предоставить возможность страховщику произвести его осмотр. Если страховщик в установленный законом 10-дневный срок не производит оценку, то страхователь, потерпевший вправе обратиться уже к независимому оценщику. И вот этот отчет об оценке будет обязателен уже для страховщика, он не может его оспаривать, обязан выплатить страховое возмещение», - подчеркнула судья.

При этом в отчете об оценке, который страховщик выдает в течение 10 дней с момента осмотра, потерпевший должен обязательно сделать отметку о согласии либо несогласии с произведенным расчетом.

«Если он не согласен, он может этот отчет обжаловать в суде. На практике люди допускают ошибку: принимают отчет, соглашаются с ним, получают страховое возмещение и через некоторое время начинают его оспаривать. Еще о чем я хотела бы сказать, что правила предусматривают такое обязательство у страховщика - он оценивает размер ущерба с учетом износа. И при полной гибели имущества выплачивается сумма равная рыночной стоимости автомобиля на день наступления страхового случая», - отметила Альфия Савинова.

«Когда считается автомобиль полностью уничтоженным? Это когда стоимость его восстановления превышает 80% от рыночной стоимости. Значит, как я уже сказала, в этом случае страховая компания выплачивает рыночную стоимость автомобиля на день наступления страхового случая, а потерпевший обязан передать остатки автомобиля страховой компании. Если он это не делает, то страховая компания может вычесть из страховой выплаты сумму годных остатков», - добавила она.

Между тем, существует предельный размер ответственности страховщика. Если это касается имущества, то страховая компания отвечает в размере реального ущерба, но не более 600 месячных расчетных показателей.

«Если же сумма реального ущерба определена, с учетом износа превышает сумму 600 месячных расчетных показателей, то разницу будет выплачивать владелец, виновный в совершении дорожно-транспортного происшествия. И еще: по закону о страховании страховая компания возмещает только реальный ущерб, моральный вред убытки, упущенную выгоду и утрату товарной стоимости страховая выплата не покрывает. За это отвечает сам владелец источника повышенной опасности», - заключила судья.

Источник: 
www.zakon.kz
29 ноября 2017

В каких случаях казахстанцам не обязательно иметь автостраховку

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.